Как я создавал интернет-магазин сладостей из Европы

by Антон Аверкиев
Как я создавал интернет-магазин сладостей из Европы

Привет, друзья!

Буквально несколько дней назад я всё же принял окончательное решение о закрытии своего магазина сладостей. Увы, было много факторов, которые подтолкнули меня на этот шаг: проблемы с поставщиками, школьники, цены на сладости, да и просто — надоело это всё.

В этой статье хочу рассказать об истории SweetCastle, ошибках и планах на будущее. Ну и куда же без графиков и цифр?


2014

Буквально лет с 14 я начал интересоваться бизнесом. Первыми моими проектами были студия S-WoW (услуги для серверов World of Warcraft, находившихся тогда на пике популярности) и интернет-магазин Ru-Beats (сейчас я вспоминаю о нём с facepalm’ом). После продажи последнего (да, я сам в шоке, что мне удалось его продать ?) я долго искал новую нишу. Идея создания магазина сладостей пришла ко мне осенью 2014 года. Конкурентов на тот момент было мало, а продукт — редким для российского рынка.

Изначально я решил обойтись только иностранными напитками — Dr.Pepper, Fanta и Crush на тот момент были весьма интересны покупателями. Планируя свою первую закупку, я составил некое подобие бизнес плана (наименование, оптовая цена за штуку и за коробку, возможная цена продажи и, конечно же, маржа).

Такой анализ я настоятельно рекомендую проводить. Это позволит вам оценить рациональность создания бизнеса.

Табличка за 2014 год не сохранилась, но выглядела как-то так


Назвать магазин я решил SweetCastle («сладкий замок»). Вроде бы простое название, не понимаю, почему никто его не выбрал до меня ?

Первая версия аватарки для группы ВКонтакте

Но, к сожалению, до реальной закупки сладостей так и не дошло ? Сейчас уже трудно вспомнить, что было тому причиной: предстоящее ЕГЭ, страх шагнуть в неизвестность или что-то иное. Наверное, всё же боязнь, что я, 17-летний школьник, потеряю немалую для меня на тот период сумму (а минимальная закупка у поставщиков была 5-10 тысяч рублей).

Время шло, проект был заморожен...


Август 2016

Первый и самый трудный год в университете был позади. Появилось время на то, чтобы помечтать о будущем, где я, паренёк в деловом костюме, управляю крупной компанией. После года, который я прожил отдельно от родителей, поменялось мировоззрение и появились неплохие денежные накопления, которые приносила моя группа ВКонтакте. Было решено, что SweetCastle должен наконец стартовать!

Вместе с другом (привет, Игорь!) мы снова всё пересчитали, нашли поставщиков и начали приглашать в группу ВКонтакте своих друзей.

На начальном этапе важно рассказать друзьям о своём бизнесе. Это не только увеличит счётчик живых участников группы (а значит и доверие потенциальных клиентов), но и запустит сарафанное радио.

Тогда же был куплен домен sweetcastle.ru и начата разработка сайта. В качестве движка я выбрал Shop-Script. Огромная благодарность разработчикам движка, которые на официальном сайте (!) выложили актуальную nulled-версию. Не подумайте, что я поддерживаю пиратство, но это позволило мне протестировать возможности движка и сэкономить приличную сумму, поскольку через полгода мы перешли на InSales.

При разработке сайта я до сих пор придерживаюсь следующей идеологии: всё должно быть максимально просто, но при этом качественно. Для каждого товара я искал «настоящее» название (у поставщиков в прайс-листах товары часто имеют неправильные или неполные названия), подбирал картинки в хорошем разрешении, в фотошопе приводил их к единому стилю и только потом загружал на сайт.

Уделяйте внимание названиям, картинкам и описаниям товаров. Качественная оптимизация приведёт вас к высоким позициям в поисковиках. Не забывайте при этом и о покупателях: текст должен быть простым для восприятия.

Попутно заполнению сайта я начал составлять топ популярных товаров, чтобы в дальнейшем закупить именно их. Первым делом стоит посмотреть соц сети конкурентов (по сравнению с 2014 их заметно прибавилось). Запишите в блокнотик, по каким товарам больше всего задают вопросов. Также стоит полистать и отзывы клиентов: частенько они прикладывают фотографии заказов.

И вот, настал тот день! Я поехал на склад к поставщику и купил несколько коробок сладостей чуть больше, чем на 5 тысяч рублей.

Первая закупка: Fanta, два вида шоколадок Milka и печенье Love Is


Так выглядели визитки SweetCastle


Сайт был готов, поэтому я начал потихоньку продвигать группу ВКонтакте. Появились первые клиенты, заказы которым я развозил по Москве сам. До сих пор помню своего первого покупателя — парнишку лет семнадцати, который купил у меня сразу пять ? шоколадок. Друзья стали интересоваться моими сладостями, поэтому большую часть первой закупки я продал им. Всё шло отлично...

Начался сентябрь. Времени стало меньше, поскольку большую часть дня я проводил на учёбе. Поток заказов тоже уменьшился, потому что основной аудиторией на тот момент были мои ровесники.

Шоколадки я распродал задолго до нового года. Сейчас могу смело говорить, что это самый ходовой товар. А с фантой дела были весьма плачевны. Дошло даже до того, что я вынужден был раздаривать целую коробку (около 16 банок) с заканчивающимся сроком годности.

Недостаток времени (помимо учёбы в декабре я ещё и в InSales устроился) и небольшой ассортимент завершили этот этап развития SweetCastle.


2017. Коммерческий расцвет с последующей гибелью

2017 год для меня начался с трудоустройства в InSales — платформу для создания интернет-магазинов (ух, как совпало то ?). Спустя какое-то время я начал хорошо ориентироваться в возможностях платформы, что стало одной из причин переноса магазина.

Второй причиной стало SEO. Помните я говорил, что нужно не лениться наполнять сайт качественным контентом? Это сыграло мне на руку, потому что магазин находился на первой странице в Яндексе по запросу «европейские сладости». Ежедневно сайт посещало 150 потенциальных клиентов, которые генерировали под 600-700 просмотров. Неплохо для заброшенного магазинчика? ?

Начался перенос магазина на InSales и поиски поставщиков. Я учёл предыдущий опыт по ассортименту и решил искать поставщика по модели дропшиппинга (это когда клиент заказывает товар у вас, вы отдаёте оптовую стоимость поставщику, и он уже занимается доставкой).

Сейчас для поиска поставщиков могу порекомендовать optlist.ru, но когда я о нём ещё не знал, отправлял предложения о сотрудничестве крупным конкурентам. Одним из них были петербургские «ЕвроСладости». Цены на дропшиппинг были высокими, но доступный ассортимент радовал.

Вместе с ростом популярности SweetCastle стало расти и количество «блогеров», которые хотели сладости бесплатно в обмен на видео- или текстовый обзор. На своей памяти я помню только одно предложение от более-менее известного блогера. Остальные — от детей с десятком подписчиков. Они ломились везде: на почту, в вк и инстаграм. Меня жутко бомбило не столько от их бескультурья и неграмотности, сколько от желания получить всё и бесплатно.

Ни в коем случае не начинайте бизнес, в котором целевыми клиентами будут люди до 18-20 лет. Поберегите свои нервы.

С увеличением ассортимента заказов становилось всё больше. Пик расцвета SweetCastle пришёлся на лето-осень 2017, когда я нашёл нового поставщика через ОптЛист. Это был крупный импортёр сладостей со своим складом в Москве. Мы договорились о дропшиппинге, и расширили ассортимент магазина ещё вдвое.

Средний чек поднялся до 1500 рублей. Заказы в регионы отправлялись Почтой России (как ни странно, доходили в целости и относительно быстро). Покупатели из Москвы могли забрать заказ со склада поставщика (он представлялся нами ?).

Собираем посылку для клиента из Томска


И раз уж мы начали говорить о цифрах, то приведу результаты опроса, в котором приня��и участие около 600 наших клиентов.

Источники трафика


Возраст посетителей по опросу


Возраст посетителей по Яндекс Метрике



На какую сумму (включая доставку) вы хотели бы сделать заказ?



Исходя из результатов опроса, вы сами можете оценить аудиторию. Справедливости ради, были и действительно интересные заказы. Например, один из клиентов, заказывая один большой и один средний SweetBox (набор случайных сладостей), попросил нас положить в посылку новогодние открытки. Мы, в свою очередь, сходили в магазин, выбрали классные открытки, да ещё и собрали клиенту посылку на три килограмма. Его радости не было предела!

Трёхкилограммовая посылка для клиента


Увы, ничто хорошее не длится вечно. Это было начало конца: впереди нас ждали проблемы с поставщиком.

Осенью поставщик начал забивать на наши заказы. Мы по нескольку дней ждали подтверждения наличия сладостей и их отправки. Постоянные просьбы подождать, обещания скоро всё отправить подталкивали на поиски нового поставщика. Самым сильным ударом для нас стал полный игнор со стороны импортёра перед новогодними праздниками. Боюсь даже представить, сколько денег мы потеряли, пропустив сезон.

Быстро найти нового поставщика не удалось, да и желания работать в этой нише почти не было. Магазин снова был заброшен.


Планы на будущее

За время развития SweetCastle я хорошо изучил виды сладостей и компании-производители. Самыми любимыми, пожалуй, назову шоколадки Milka. До сих пор частенько их покупаю и рад, что Milka активно приходит с новыми вкусами на российский рынок (обязательно попробуйте малиновую!)

SweetCastle будет трансформироваться в агрегатор (некоторое подобие Яндекс Маркета) зарубежных сладостей, чтобы вы смогли почитать обзоры, оставить свои отзывы и сравнить цены в интернет-магазинах.

 

Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Не ленитесь делать свой продукт качественно и уделяйте внимание мелочам.

Надеюсь, мы ещё перевернём рынок!

December 29, 2018
Lifestyle
Проекты